Оставить себя в человеке
Родился ребенок. Это огромная радость матери и отца, родных и близких, новая (и еще какая!) ответственность; это будущее семьи, ее надежда и опора, ее основное богатство. Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. В этом счастье и смысл жизни… Оставить себя в человеке – это значит не только в буквальном смысле родить сына. Человеческий дух тем и отличается от существования животного, что, продолжая род свой, мы оставляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высокому и возвышенному.
С появлением ребенка мы овладеваем новой для нас профессией – воспитателей. Профессия хлопотная и эмоционально насыщенная. Мы постоянно в плену чувств: радости, печали, удивления, гордости, удовлетворения, огорчения, тревоги, опасности. Мы радуемся тому, что наш ребенок хорошо ест и спит, испытываем восторг от первой улыбки, милого детского лепета, как праздник переживаем дни, когда он начинает сидеть, ползать, вставать, делать свои первые робкие шаги. И вместе с тем нас постоянно преследует тревога: за каждый час, день, месяц нашего первенца.
Кажется, навсегда тревожное чувство поселилось в нас под давлением растущей ответственности. Мы хорошо понимаем: не просто родить дочь или сына, не просто вырастить их физически здоровыми, труднее передать им свое отношение к людям, к труду, свои убеждения и привычки. Еще труднее помочь ребенку стать немного лучше, чем мы сами, а это наше сокровенное желание. Только тогда мы испытываем большое отцовское и материнское счастье, когда дадим обществу настоящего гражданина. Мы всегда помним: радость может обернуться печалью, если к роли родителей мы отнесемся легкомысленно.
Известные и мудрые слова «Хорошие дети – счастливая старость, плохие дети – несчастливая старость» и сегодня нашей душе не дают покоя, хотя само понятие «старость» представляется еще чем-то бесконечно далеким.
Младенец не рождается человеком, он им становится. Он лишь комплекс разнообразных задатков, то есть анатомо-физиологических и психологических особенностей, которые под воздействием среды и воспитания могут превратиться в человеческие качества: потребности, способности, черты характера и т.д.
Вы, конечно, слышали о случаях, когда дети оказывались с младенческого возраста среди зверей и были вскормлены ими. И выросли из них жалкие существа, не умеющие ни говорить, ни мыслить, ни ходить на двух ногах. Так что Маугли – просто легенда, фантазия писателя. Становление Человека происходит только в общении с людьми и начинается в семье: именно мы, родители, наделяем своего ребенка духовным, нравственным богатством, благодаря нам он реализует свои возможности.
- Когда надо начать воспитывать ребенка? Мы боимся опоздать.
- А сколько вашему младенцу?
- Ему всего полгода…
- Значит, вы опоздали уже на полгода!.
Этот разговор молодых родителей с великим педагогам широко известен. И многие думают – преувеличение. Что понимает новорожденный? Какое тут воспитание?
Но опыт убеждает: медлить нельзя. Дите понимает мало, но чувствует много. Какими-то особыми каналами он воспринимает наше настроение, реагирует на ласку и раздражение, впитывает впечатления бытия. Многое зависит от того каким вы сделаете его к пятому году жизни. В эти годы темпы, которыми малыш осваивает мир, стремительны. Прекрасной иллюстрацией является слова Л. Н. Толстого: «Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг». Нет, мы не повторим ошибки дедов, не доверимся пословице «Маленькие дети – маленькие заботы». Заботы всегда большие. С первых дней включимся в педагогический труд, требующий знаний, тонких прикосновений к душе ребенка.
Только не в одиночку: один в поле не воин, особенно в таком деле, как воспитание. Это в дореволюционной семье все вершил отец, а мать была лишь его тенью. Статья 107 Свода законов Российской империи прямо провозглашала: «Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность». Сейчас муж и жена равноправны. И роли устанавливаются не жестко, на основе, на основе учета способностей каждого: в одном инициатором и организатором выступает жена, а в другом муж. В таких семьях царит совместное обсуждение проблем воспитания, посильное участие каждого в их решении, взаимопомощь и взаимное доверие.
Семья – своеобразный педагогический коллектив. В чем его специфика? В ярко выраженной эмоциональности. Не зря говорят: семья – это школа чувств. Эмоциональность присутствует даже в самом немудреном быту. Взрослые не только воспринимают ребенка, но и каждодневно живут рядом с ним – со всеми своими радостями и печалями. Они проявляют заботу друг о друге, взаимно интересуются положением дел на работе, радуются успехам, огорчаются неудачам и пекутся о здоровье, настроении, сочувствуют, советуют, постоянно оказывают друг другу услуги. Семейное воспитание, решая задачи, направленные на всестороннее развитие ребенка, особое внимание уделяет формированию навыков взаимопонимания, сопереживания, сочувствия, доверительности, любви, т.е. как никакое другое воспитание способствует формированию гуманности личности. Все мы искренне хотим, чтобы наши дети в будущем стали счастливыми супругами, но не всегда осознаем, что кристаллы и этого счастья выращиваются у родительского очага.